Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 54 человека

Экологическая комната в ГУО "Ясли-сад № 56 г. Бобруйска"

Дата: 22 января в 15:21, Обновлено 23 января в 08:41

Экологическая комната в ГУО "Ясли-сад № 56 г. Бобруйска"

Влияние окружающего мира на развитие любого ребёнка неоценимо. Знакомство с постоянно изменяющимися природными явлениями начинается с первых лет его жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой жизненный опыт, на котором и основывается его дальнейшее развитие. В процессе познания окружающего мира у ребенка возникает большое количество вопросов. И основная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде. Это сложное комплексное образование, в основу которого положена концепция экологического образования личности.

Задачи экологического образования отражены и реализуются в содержании образовательной области «Ребенок и природа» (направление «Познавательное развитие воспитанников» базового компонента учебной программы дошкольного образования).

Создание эколого-развивающей среды в учреждении дошкольного образования - одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за живыми объектами, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Решая эти задачи, в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» в 2019 году была организованна и оснащена экологическая комната.

Экологический комната — новый элемент развивающей предметной среды, которая предназначена для проведения занятий по экологии, экспериментально-исследовательской деятельности,  релаксации и других мероприятий, главной задачей которых является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ экологического сознания, культуры.

Цель экологической комнаты:

 - создание условий для воспитания основ экологической культуры дошкольников.

Задачи экологической комнаты:

 - создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка; 

- формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, познавательное развитие ребенка;

- формировать экологически грамотного поведения: создание условий для регулярного ухода за растениями, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день.

В экологической комнате можно выделить следующие зоны:

1 зона – обучения, где дети могут свободно усваивать необходимый материл.

2 зона – лаборатория, которая разбита на 2 раздела: коллекции (гербарий, камушки, шишки и др. природный материал), эксперименты (пробирки, баночки, микроскоп, песок, крупы и проч. материалы для детского экспериментирования).

Раздел 1 зоны "Лаборатория": коллекции - данный раздел предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции 

располагаются в месте, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов учитываются следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. п.

Разнообразие. В разделе коллекций в той или иной степени должны быть представлены (насколько это возможно) разнообразные объекты природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю дошкольного образования использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

2 раздел – эксперименты (пробирки, баночки, микроскоп, песок, крупы и проч. материалы для детского экспериментирования), создавался для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

3 зона – природные зоны (макеты зоопарка, фермы, огорода, река пустыня, лес).

4 зона – живой уголок (растения). В этой зоне размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Выращивание растений позволяет воспитателю дошкольного образования организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения  с растениями и ухода за ними.

5 зона – дидактическая (игры по экологическому воспитанию, демонстрационный материал).

Экологическая комната пополняется пособиями, коллекциями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным или же изготовленным руками воспитателей дошкольного образования. Здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников. 

Для работы по экологическому воспитанию педагогами используются новые средства обучения и воспитания дошкольников.  Силами воспитателей дошкольного образования были созданы лэпбуки по экологическому воспитанию.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

                                   

Особенности организации образовательного процесса по экологическому воспитанию в условиях экологической комнаты

Основными формами работы в экологической комнате являются:

  • Наблюдение;
  • Занятия;
  • Игровая деятельность;
  • Труд ;
  • Организация исследовательской деятельности;
  • Экспериментальная деятельность.

На занятиях и в нерегламентированной деятельности организованных в условиях экологической комнаты используются разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

• решение проблемных ситуаций;

• экспериментирование;

• работа с моделями;

• моделирование;

• игры;

• наблюдение;

• постановка проблемных вопросов;

• участие детей в уходе за растениями и др.

Организация пространства, а также организация образовательного процесса в экологической комнате построена в соответствии с учебной программой дошкольного образования утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2019 г.

Таким образом, созданная в учреждении дошкольного образования, экологическая комната является средством экологического воспитания и образования дошкольников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.