Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 54 человека

Мыслим-экспериментируя

Дата: 2 апреля 2019 в 14:23, Обновлено 1 мая 2019 в 17:01

МЫСЛИМ-ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

 как развиваться, формироваться,

 становиться тем, что он есть в процессе

 исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В процессе экспериментальной деятельности мышление активизируется в полную меру, в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения), об этом свидетельствуют появляющиеся вопросы, предположения: «А что, если червяк вырастет, он может превратиться в большую змею?», «Что произойдет, если снег принести в дом?»и др.

Практически любой вопрос Вашего ребенка можно перевести в плоскость экспериментальной деятельности! Например: «Почему лед тает?». На этот вопрос можно найти ответ вместе с ребенком, используя следующий опыт:

1. Превращение льда в воду

Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду.

С улицы внесите льдинки, сосульки, предлагайте потрогать их детям,

описать их: какие они на ощупь (холодные, твердые). Положить лед на

тарелочку, через некоторое время, посмотреть, что произошло со льдом:

он растаял, превратился в воду.

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

2.Из какого песка легче лепить?

 Сухой и мокрый песок

Цель: знакомить со свойствами песка

Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий

3. Для чего нужны слезы?

Цель: показать положительное влияние слез на глаза

.Предложить детям рассмотреть, потрогать, нарезанный лук для салата. Из глаз начинают капать слезы. Откуда взялась вода в глазах? Это плозо или хорошо? Объяснить: из лука выделились вещества, которые попали в глаза. Из глаз выделилась защитная жидкость – слеза.

Вывод: слезы защищают глаза от вредных веществ.

Таким образом, на каждый детский вопрос можно найти множество опытов, которые помогут найти ответ в процессе деятельности. В процессе нахождения ответа, Вы не только будете развивать мыслительную деятельность, но и сможете эмоционально сблизиться с ребенком, провести время в совместной деятельности. Вы предстанете не только в роли Учителя, но и в роли Напарника, Друга в познании окружающего мира.

Источники:

1. Кудрявцева, Г.А. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста/Г.А. Кудрявцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.-55с.

2. Иванова, И.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

          3. Интернет: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/18/razvitie-myshleniya-doshkolnikov-sredstvami-eksperimentalnoy

Фото: открытые интернет-ресурсы

Подготовила:                                                                                                                                              педагог-психолог: Таранова А.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.