Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 54 человека

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Дата: 16 июля в 00:12

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще можно говорить о безразличии родителей к судьбе ребенка. Ежегодно количество дел о лишении родительских прав, рассматриваемых судом, возрастает, что свидетельствует о негативном отношении людей к своим детям и не может не вызывать беспокойства. Только комплексные меры, в том числе и установленные государством, направленные, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, могут противостоять сложившейся негативной тенденции. 
Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь. Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.
Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч. 1 ст. 85-1 КоБС.
Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно. Для применения данной меры достаточно одного из указанных выше оснований, хотя на практике возможно сочетание нескольких из них (уклонение родителем от воспитания и (или) содержания ребенка, наряду с аморальным образом жизни родителя, оказывающим вредное воздействие на ребенка).
Таким образом, лишение родительских прав – это карательная мера, которой присущи следующие черты:
• имеет индивидуальный характер;
• осуществляется только в отношении несовершеннолетнего ребенка;
• носит исключительный характер;
• ей присущ небесповоротный характер;
• имеет бессрочный характер;
• перечень оснований лишения родительских прав является исчерпывающим.
Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.
В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.
Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав. Предусмотренное Декретом № 18 административное отобрание детей без лишения родительских прав производится в случае установления следующих фактов:
• родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей;
• являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
• иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
В то же время Декрет № 218 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.
Согласно п. 1 Декрета № 18 административное отобрание ребенка осуществляется в случае, если поведение обоих или единственного родителя соответствует критериям, достаточным для вынесения комиссией по делам несовершеннолетних такого решения. В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.
На практике вопрос об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав может быть поставлен и в случае наличия оснований для лишения ответчиков родительских прав.

Лишение родительских прав и отобрание детей без лишения родительских прав не является бесповоротным. Цель восстановления в родительских правах заключается в восстановлении естественной и необходимой для детей связи с их матерью или отцом. К тому же возможность восстановления в родительских правах является серьезным стимулом для изменения ими своего отношения к жизни, общепринятым правилам семейной и общественной жизни и понимания, что нет более почетной миссии, чем быть родителями, проявлять заботу, любовь к своим детям и помнить, что все хорошее начинается в семье.

Источник: Сушко, Н. Правовые аспекты гражданской ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей / Н. Сушко // Юстыцыя Беларусі. – 2011. – № 8. – С. 50-53.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.