Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 54 человека

Психологические особенности шестилеток

Дата: 11 мая в 16:53, Обновлено 11 мая в 16:58

Психологические особенности шестилеток

На протяжении первых шести лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, он превратился в субъекта, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоций, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Перед ним открылись социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых. У ребенка появились осознание своей индивидуальной значимости, индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия (склонность анализировать свои переживания). В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. 

У шестилетних детей уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжат развиваться все виды чувствительности.

Зрительные ощущения (около 80% информации ребёнок получает при помощи зрения). К 6 годам улучшается острота зрения, повышается точность и тонкость цветоразличения (ребёнок знает оттенки, ошибки в восприятии цвета минимальны).

Имеет свои особенности и слуховая чувствительность. Повышается звуковысотная различительная способность. Однако при восприятии музыкальных произведений дети  улавливают преимущественно динамическую сторону – ритм и темп; мелодию и гармонию воспринимают хуже.

В восприятии пространства проявляется потребность детей разобраться во встречающихся формах (установить, на что похож предмет и чем он отличается от имеющихся представлений).Взрослый должен это поддерживать. Дети переходят к решению задач «на глаз», когда овладевают умением в действии соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объём предметов.

Непростой задачей для шестилеток является восприятие времени, т.к. оно не имеет наглядной формы, текуче и нербратимо. Если вначале ребёнок опирается последовательность систематически сменяющихся событий (режим дня), то шестилетка ориентируется на более существенные признаки в определении времени (утро – когда светло, когда солнышко встаёт и т.д.)

Для старших дошкольников характерно  интенсивное развитие  высших форм наглядно-образного (мыслят образами) и наглядно-схематического (основа мыслительной операции - схема) мышления. Начинает формироваться словесно – логическое. В основе формирования которого, лежат сформированность системы понятий, адекватных представлений о мире, а также способность выполнения умственных операций.

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности. «Дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность.

В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, готовыми сотрудничать  с  другими детьми.  Дошкольники умеют "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники  и  взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания  других

Для детей характерен эгоцентризм,  или центрация.  Центрация  означает, что ребенок может видеть весь мир только со своей точки  зрения. Исследуя феномен центрации,  предположили, что основные  процессы,  связанные  с  преодолением  "познавательного эгоцентризма" происходят в ролевой коллективной игре. Частое переключение с одной роли  на  другую  в разнообразных играх  детей,  переход  с позиции ребенка на позицию  взрослого  приводит  к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения  в мире  вещей и людей и  создает  условия для  координации разных позиций.

Благодаря  децентрации дети становятся  другими,  предметом  их мысли, их  рассуждения  становится мысль другого человека. 

Таким образом, старший дошкольник постепенно превращается в «маленького взрослого». Однако, без Вас дорогие взрослые, без вашего участия, без вашего мудрого руковадства этого может не произойти! Поэтому РАЗГОВАРИВАЙТЕ с ребенком,  ПОМОГАЙТЕ ему, РАЗВИВАЙТЕ, ЛЮБИТЕ своего ребенка! И только тогда мы сможем увидеть счастливую, развитую, стремящуюся к самореализации ЛИЧНОСТЬ!

Подготовил: педагог-психолог Таранова А.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.