Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 54 человека

Таранова, А.А. Ранняя профилактика противоправного поведения детей дошкольного возраста.  Опыт работы государственного учреждения образования «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» / А.А. Таранова // Сборник тезисов международной научно-практической конференции

Дата: 18 июля в 01:50, Обновлено 18 июля в 01:56

Таранова, А.А. Ранняя профилактика противоправного поведения детей дошкольного возраста.  Опыт работы государственного учреждения образования «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» / А.А. Таранова // Сборник тезисов международной научно-практической конференции. 24 июня 2020 года, г. Могилёв / редкол. : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. И. К. Мулеровой. – Могилёв : МГОИРО, 2020. –  С. 455-458.


РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  ОПЫТ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ    

«ЯСЛИ-САД № 56 Г. БОБРУЙСКА»

Таранова А.А.

В настоящее время несовершеннолетними совершается значительное количество преступлений, а еще больше -  правонарушений. Неслучайно уголовное законодательство Беларуси содержит нормы, которые предусматривают особые условия уголовной ответственности и наказания для малолетних правонарушителей.

Одной из социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди детей и подростков.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с нормой. Вместе с тем стоит заметить, что понятие нормы является относительным. Л.С.  Выготский отмечал, что  норма  представляет  собой отвлеченное  понятие  некоторой  средней  величины  наиболее  частых  случаев  и  на  деле  не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Однако, уклонения  иногда  достигают  таких  количественно  внушительных  размеров,  что  мы  получаем право  говорить  о  ненормальном  поведении [5, с. 9].

По мнению Л.Б. Шнейдер [5], одной из разновидностей ненормального, девиантного поведения является преступное (криминальное) поведение, которое считается таковым при нарушении правовых норм, закрепленных законодательно. Такое поведение выражается в форме правонарушений (сравнительно незначительных проступках) и преступлений (серьезных, наказуемых в уголовном порядке) [4, с. 10].

По данным Н.П. Печникова [4], А.В. Баскаковой, М.В. Даниловой[1], одной из основных причин, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними, является недостаточная воспитательная работа по профилактике противоправного поведения.

В связи с этим, особую значимость приобретают профилактические мероприятия, направленные на предупреждение, выявление, пресечение случаев совершения правонарушений, а также на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Понимая важность данных мероприятий, возникает вопрос, с какого возраста необходимо их организовывать?

По данным КДН администрации Первомайского района г.Бобруйска, по итогам шести месяцев 2019 года возрастная группа малолетних, совершивших преступление составляет 8-15 лет (2017год - 8-12 лет, 2018 год – 2-13 лет) [3]. Следовательно, чаще всего первое правонарушение совершается  в 8 лет.

Таким образом, можно предположить, что ребенок, покидая дошкольное учреждение, приобретает большую свободу действий и, попадая в иную социальную среду, не осознает, либо осознает не в полной степени, последствий совершаемого деяния.

Принимая данный факт во внимание, мы считаем, что в учреждениях дошкольного образования должна проводиться системная работа по ранней профилактике противоправного поведения, включающая в себя комплексные мероприятия, направленные на формирование готовности ребенка жить среди других людей, ориентируясь на нормы права.

Стоит заметить, что одной из основных проблем организации данной работы с дошкольниками является отсутствие методического обеспечения образовательного процесса по данному вопросу.

После анализа работы государственного учреждения образования «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» по профилактике противоправного поведения детей дошкольного возраста, было принято решение о необходимости определения цели, задач данной работы, а также разработке демонстрационного, дидактического материала для организации образовательного процесса с воспитанниками.

Теоретико-методологической основой разработки методического обеспечения составили: теория самоорганизации времени жизни Л.Б. Шнейдер [5], согласно которой девиантное поведение является результатом неуспешного построения жизнедеятельности и основывается на социопатической системе убеждений; подход к определению социализации, как процесса присвоения индивидом норм и ценностей (в том числе, норм и ценностей правового порядка) (Г.М. Андреева, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова) [2].

На основании систематизации изученных психолого-педагогических и методических материалов, нами была определена следующая цель работы по ранней профилактике правонарушений в дошкольном возрасте:  формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений.

Так как организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования построена на реализации образовательной программы дошкольного образования, нами был проведен детальный анализ учебной программы дошкольного образования. Данный анализ позволил определить следующие направления работы с воспитанниками, а также задачи, способствующие реализации поставленной цели:

1. Направление «Я». Данное направление включает задачи, способствующие формированию представлений о себе: формирование позитивной самооценки «Я хороший», уверенности в своих силах, способности чувствовать и различать свои эмоциональные состояния.

2. «Другие» - включает задачи направленные на формирование представлений об окружающих (сверстники, взрослые): формирование умения позитивно оценивать окружающих,  различать их эмоциональные состояния, уважать интересы других, оказывать им помощь.

3. «Общество» - включает задачи направленные на формирование умения взаимодействовать с окружающими, ориентируясь на особенности социально-бытовой ситуации (формирование представлений о понятиях «хорошо-плохо», «нормы и правила»,  «правила поведения»).

4. Направление «Окружающий мир» включает задачи, способствующие формированию уважения к результатам человеческого труда,  воспитанию бережного отношения к живым существам,  предметам мира, созданным трудом человека;

5. Направление «Государство» - задачи, способствующие осознанию себя гражданином Республики Беларусь. В данном направлении считаем целесообразным знакомить воспитанников с понятием закона, как свода правил, обязательных к исполнению.

Для организации работы с детьми по данным направлениям были созданы следующие  демонстрационные и дидактические материалы:

1. Демонстрационный материал «Дети и закон». Данный материал представлен шестью демонстрационными карточками (авторскими). Каждая карточка изображает одно из наиболее распространенных правонарушений, совершаемых в детском возрасте: кражи, нанесение телесных повреждений (драки), клевета, порча имущества, присвоение найденного имущества, жестокое обращение с животными.

2. Журнал «Детям о Законе. Уголовный кодекс». Пособие представляет собой адаптированный вариант брошюры Д.Рытова «О Законе детям. Уголовный кодекс». Для знакомства с возможными правонарушениями и их последствиями были использованы пословицы и поговорки. Например:  кражи - «Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать», «Грабить легко, да ответ давать тяжело»; умышленное уничтожение либо порча имущества - «Ломать, не строить – душа не болит» и другие. Каждая пословица проиллюстрирована (в пособии использованы иллюстрации, находящиеся в свободном доступе сети интернет). Журнал напечатан в формате А3, прошит. Таким образом, он может использоваться как для групповой (в роли демонстрационного материала), так и для индивидуальной работы с детьми.

3. С целью включения законных представителей в образовательный и воспитательный процесс, созданы мини-игры online, которые размещены на официальном сайте государственного учреждения образования «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска»: https://sad56bobruisk.schools.by (вкладка «Интерактивные мини-игры online»). Игры созданы с помощью online-сервиса LearningApps, позволяющего встраивать их на необходимый информационный ресурс с помощью HTML кода. На сайте размещены: игры, направленные на профилактику противоправного поведения (мини-игра «Помни об ответственности», целью которой является знакомство родителей и детей с Уголовным Кодексом Республики Беларусь, с возможными проявлениями противоправного поведения в окружающем мире. В игре необходимо подобрать к картинке название соответствующего правонарушения);  игра «Что такое хорошо и что такое плохо» (построена по типу пазла «Угадай-ка», способствует закреплению понятий «хороший/плохой» поступок));  игры на развитие эмоциональной сферы   («Викторина «Мир эмоций»» (построена по типу теста), мини-игры «Найди эмоцию» («Эмоция Радость», «Эмоция Грусть» и др.) - представляют собой игры-классификации, целью которых является подбор верных изображений).

Таким образом, на данном этапе работы, мы считаем, что необходимо продолжать разработку методической обеспеченности образовательного процесса, направленного на  раннюю профилактику правонарушений детей дошкольного возраста.  Следующим шагом, способствующим целенаправленной и системной организации работы по данному вопросу будет являться  разработка тематического планирования, которое обеспечит наиболее качественное выполнение поставленных задач.

Список использованных источников

1. Баскакова, А. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый [Электронный ресурс]. — 2014. — № 20 (79). — С. 551-554. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/79/14106. - Дата доступа: 09.06.2020.

2. Дубинина, Д.Н. Педагогические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста  / Д.Н. Дубинина // Репозиторий БГПУ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/5464. - Дата доступа: 28.05.2020.

3. Об итогах работы по профилактике преступлений, правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних в районе за 6 месяцев 2019 года : постановление комиссии по делам несовершеннолетних администрации Первомайского района г.Бобруйска, 11 июля 2019 г., №28/4-1.

4. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений : учебное пособие / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб.

гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с. – 100 экз.

5. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.